Гиперкинетическое расстройство — это собирательное понятие, вобравшее в себя группу психосоматических расстройств у детей младшего возраста (обычно в первые пять лет жизни), проявляющихся поведенческими и эмоциональными отклонениями. Оно выражается в излишней импульсивности, отсутствии настойчивости в когнитивной деятельности, рассеянности внимания, непродуктивной гиперактивности, нарушениями координации и восприятия. Дети с гиперкинетическим расстройством поведения трудно поддаются обучению, позже начинают говорить и писать, причем как таковых проблем с интеллектом у них, как правило, не наблюдается. Эмоциональная неустойчивость проявляется порой в немотивированной агрессии, тревоге, подавленности.
Все эти бихевиоральные «причуды» могут дать о себе знать в любое время и в любом месте. Полное их «изъятие из обращения» возможно: достаточно проявить волю и настойчивость в воспитании ребенка и провести курс медикаментозной терапии и психологической реабилитации. Тем не менее, случается, что симптомы гиперкинетического расстройства не оставляют ребенка и в школьные годы, и даже в более позднем возрасте. Чем это чревато? Ничем приятным: трудностями во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми, частыми попаданиями из-за безрассудного поведения в различные неприятные ситуации (иногда — с криминальным уклоном), асоциальность, девальвированное чувство собственного достоинства.
Природа гиперкинетических расстройств поведения у детей
Среди факторов, лежащих в основе патогенеза гиперкинетического расстройства у детей, есть психологические и соматические. Среди первых следует отметить:
- сильные стрессы в младенческом возрасте (например, вследствие жестокого обращения родителей);
- хроническую эмоциональную или сенсорную фрустрацию (нехватку соответствующих раздражителей, поступающих извне, что вызывает чувство изоляции);
- слабаую психоэмоциональную устойчивость к стрессам;
- беспокойный и мнительный характер.
К соматическим факторам относятся:
- отягощенная наследственность;
- травмы или дисфункции головного мозга (например, вследствие перинатальной энцефалопатии);
- инфекции, в т.ч. тонзилогенные (вирусной или бактериальной природы);
- перенесенный солнечный удар;
- ионизирующее облучение;
- интоксикации;
- хроническое переутомление.
Кто поможет при гиперкинетическом расстройстве поведения у детей?
Помощь при гиперкинетическом расстройстве оказывают психиатр, психотерапевт, психолог, невролог, физиотерапевт, а также педагоги и социальные работники.
Если гиперкинетическое расстройство не принимает неких угрожающих форм, то лечение проводится амбулаторно, т.е. родители приводят ребенка в лечебное учреждение, он проходит все терапевтические мероприятия и процедуры, и отправляется домой. При стойком и неподдающемся амбулаторному лечению гиперкинетическом расстройстве, при серьезных проблемах в школе показано лечение в условиях стационара.
Лечение проводится по двум направлениям: психосоциальные вмешательства и фармакологическая коррекция. В первом случае, помимо психотерапии и психологической помощи, используются и педагогические методики.
Фактор успешного исхода лечения во многом определяется ранней диагностикой гиперкинетического расстройства, поэтому, воспитатели детских садов, учителя, психологи и, в первую очередь, родители должны чутко и оперативно реагировать на любые тревожные звоночки, которые могут быть связаны с этим патологическим состоянием.
Как должно проходить лечение гиперкинетического расстройства у детей
В лечении гиперкинетического расстройства поведения у детей должен реализовываться комплексный подход, при этом необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Работа должна вестись по всем направлениям, включая беседы с родителями, воспитателями дошкольных учреждений и учителями, чтобы сформировать максимально комфортную среду для ребенка и повысить уровень компетентности в проблеме всех окружающих его людей.
Очень важно правильно диагностировать заболевание. Возможно, при прочтении этой статьи некоторым родителям клиническая картина гиперкинетического расстройства покажется до боли знакомой и вполне применимой к их не в меру активному ребенку. В этом и заключается сложность идентификации этого синдрома.
В первые годы жизни, даже будучи абсолютно здоровым (а скорее — именно поэтому), ребенок сам по себе является генератором активности, и здесь необходимо отделять зерна от плевел, а возрастную физиологическую подвижность от гиперкинетического расстройства поведения. В этой связи необходимо проводить углубленную дифференцированную диагностику гиперкинетического расстройства с учетом возраста и типа личности ребенка.
Программа лечения гиперкинетического расстройства предусматривает проведение индивидуальных бесед с родителями, воспитателями или учителями. Основываясь на полученной информации с учетом собранного анамнеза разрабатывается тактика дальнейших психосоциальных вмешательств. Родители со своей стороны работают с психологом с целью формирования правильного поведенческого алгоритма по отношению к ребенку. Проводится серия групповых (семейных) и индивидуальных психотерапевтических сеансов. Медикаментозная терапия применяется в последнюю очередь при отсутствии должного эффекта от проводимых мероприятий.