Синдром Аспергера у детей многие воспринимают как одну из форм аутизма. Отчасти это действительно так. Тем не менее, эти состояния существенно отличаются друг от друга.
Есть очень точное определение синдрома Аспергера — высокофункциональный аутизм, то есть аутизм с сохранением способности к социальному взаимодействию. Человек, страдающий синдромом Аспергера, в отличие от аутиста, абсолютно не производит впечатления умственно неполноценного субъекта. Это люди с высоким (порой — пугающе высоким) уровнем развития отдельных навыков, обладающих в довесок некоторыми проблемами в социальной сфере, влияющими на их эмоциональное развитие и адаптацию в обществе. Словом, детей, страдающих синдромом Аспергера, можно назвать «скрытыми аутистами».
Синдром Аспергера: причины
Вопрос о причинах зарождения синдрома Аспергера у детей до сих пор остается дискуссионным и не выходит за рамки предположений и догадок. Если обобщить все существующие версии, то можно привести следующую этиологическую формулировку: генетически детерминированная предрасположенность в совокупности с воздействием на ребенка во внутриутробном периоде определенных биологических веществ и токсических агентов.
Синдром Аспергера: отличительные черты
Что отличает детей с синдромом Аспергера? Существуют три универсальных признака, дающих основание заподозрить это заболевание: трудности с социальной адаптацией, интенсивные, но очень узкоспециализированные интересы и некоторые странности поведения. Раскроем некоторые личностные особенности и черты характера, свойственные лицам с синдромом Аспергера:
- эгоцентризм;
- «социальная слепота» — неспособность понять смысл сказанного собеседником в виду неумения фиксировать эмоциональный подтекст в вербальном общении («язык тела», выражения лица, интонация);
- трудность в самостоятельном выражении эмоций посредством мимики и жестов, что затрудняет общение;
- неумение «общаться глазами»: необычный, фиксированный взгляд прямо в глаза собеседнику, сродни взгляду на неодушевленный предмет;
- зацикленность, граничащая с полным отрешением в какой-то одной узкой области интересов, например, компьютеры, астрономия, доисторический животный мир и т.д. Все эти интересы свойственны и абсолютно здоровым детям, но «аспергики» просто «растворяются» в своем увлечении.
Синдром Аспергера: последствия
Какие социальные последствия для ребенка влечет за собой синдром Аспергера? Это, в первую очередь, проблемы в общении со сверстниками, порой и очень серьезные.
«Аспергики» нередко вызывают отторжение вследствие специфичности речи, поведения и интересов, что делает их потенциальными жертвами школьных задир и хулиганов. Ребенок начинает копаться в себе, анализируя, чем же он отличается от остальных, что еще больше отрешает его от «мирского».
Следует, однако, заметить, что синдром Аспергера у детей не является жизнеугрожающей патологией. Да, это неприятно, но, как это ни парадоксально, этот изъян несет и некоторые положительные черты, такие как сосредоточение и способность решать логические задачи, что потенциально может помочь ребенку найти свое место в жизни.
Кто поможет при синдроме Аспергера?
Лечением синдрома Аспергера в той или иной степени занимаются:
- психиатры (их роль — определяющая);
- психотерапевты;
- логопеды;
- педагоги.
Синдром Аспергера, в виду меньшей «яркости» клинической картины, от аутизма отличает более поздняя, можно даже сказать, несвоевременная диагностика. Но, несмотря на меньшую в сравнении с аутизмом степень выраженности патологических изменений личности, данное расстройство осложняет интеграцию в общество, затрудняет взаимодействие с другими людьми и по этой причине требует лечения.
Лечение синдрома Аспергера проводится по нескольким направлениям:
- поведенческая терапия;
- фармакокоррекция;
- педагогические методы.
При этом следует отметить, что какой-то определенной программы или специфического метода лечения этого синдрома не существует. В этой связи основной задачей специалистов является управление симптомами заболевания и оптимизация социальных навыков пациента. Следует тщательно отслеживать психологическое состояние детей с синдромом Аспергера, т.к. они более предрасположены к депрессиям, тревожным состояниям, синдрому дефицита внимания и гиперактивности.
Как должно проходить лечение синдрома Аспергера у детей
При синдроме Аспергера в первую очередь необходимо пройти консультирование у психиатра. Дальнейшее лечение носит психолого-педагогический характер с использованием всех возможностей поведенческой и семейной психотерапии, включая, при необходимости, и медикаментозную составляющую.
Целесообразно проводить обучение родителей особенностям внутрисемейного общения в сложившихся условиях, в которых обязательно должен быть обеспечен должный уровень положительной обратной связи: ребенок с синдромом Аспергера должен постоянно получать флюиды одобрения своим действиям от окружающих.
Логопеды проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми с синдромом Аспергера, направленные на развитие прагматических (прикладных) аспектов языка и «искусства разговора», что поможет в общении со сверстниками и учителями.
Важный компонент лечения синдрома Аспергера у детей, которому следует уделять особое внимание — когнитивно-поведенческая терапия, фокусирующаяся на наиболее злободневных проблемах ребенка, страдающего этим заболеванием. Сначала дети учатся проявлять и управлять своими эмоциями, связывать свои мысли с поведением, определять и анализировать эмоции собеседника, а затем психолог или психотерапевт моделирует различные ситуации, в которых ребенок мог бы применить полученные на занятиях навыки.